Грамматика немецкого языка, согласно расхожему мнению, является весьма сложной. Тем не менее, без ее знания и, что главное, понимания вам никогда не удастся свободно говорить на немецком языке. К тому же все правила грамматики подчиняются определенной логике, так что, проследив ее, вы быстро преуспеете.
Зачем нужно знать грамматические правила?
Так ли необходимо тратить время на зазубривание сложных правил, если можно просто выучить ряд наиболее важных форм и выражений, а затем дополнить полученные знания широко употребляемой лексикой? В современном мире, когда на занятия языком зачастую есть не слишком много времени, очень высок соблазн воспользоваться вторым вариантом и не заморачивать себе голову. Но такой подход не совсем верен. Разберемся, почему.
Для начала нужно понять, зачем вам вообще нужен немецкий язык. Если в ваши планы входит использование его исключительно на разговорном уровне во время путешествий, вам, возможно, хватит основы, хотя в немецком и она немаленькая. Начинающим никак не обойтись без настоящего времени, знания порядка слов в предложениях, артиклей и склонения существительных и прилагательных. А если вы успешно усвоите эти темы, то вам уже вряд ли захочется останавливаться на достигнутом.
Многие убеждены, что носителю не составит труда понять иностранного собеседника, даже если он говорит с ужасными ошибками. Поставьте себя на его место: если приезжий будет говорить с вами на ломанном русском языке, вы и вправду догадаетесь, что он имеет в виду, но признайте, если он будет изъясняться грамматически правильно, вам будет не только комфортно, но и особенно приятно с ним общаться. Так и с немецким – уроженец Германии, Австрии или Швейцарии проникнется к вам уважением и охотнее продолжит общение, если вы будете грамотно говорить.
Поначалу кажется, что эти грамматические формы и конструкции неимоверно сложны. Но чем больше вы будете учить правил, тем быстрее поймете, что изучение немецкого языка в чем-то напоминает решение математических задачек или собирание пазла. Все на своем месте, все подчиняется определенной системе. Один из стереотипов, связанных с немцами, говорит, что они педантичны и обожают порядок. Так вот их язык точно такой же. Чем больше «скучных» правил вы выучите, тем лучше начнете ориентироваться в языке и понимать его.
Противники изучения грамматических правил обычно объясняют свою позицию тем, что они не помогут начать говорить. То есть, так овладеете теорией, но с практикой будут проблемы. А ведь языки – это наука строго прикладная, главное в ней – именно разговаривать. С этим нельзя не согласиться. Однако в противовес этому стоит отметить, что изучение теории никак не противоречит и не мешает практике.
Самая оптимальная методика сегодня – это коммуникативная. Она подразумевает, что на занятиях ученик параллельно учит правила и пытается строить предложения, выражать свои мысли и вести разговоры – сначала простые, а затем все сложнее и сложнее. Конечно, преподаватель объясняет все правила, но его главная задача заключается в том чтобы ученики как можно больше отрабатывали материал на практике. Таким образом материал не приходится специально зубрить, он сам откладывается в памяти из-за многократных повторений в речи. Этой методикой пользуется практически все современные языковые школы.
Capital School Center – не исключение. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы после наших курсов вы не только на зубок знали все правила, но и могли свободно пользоваться немецким, беспрепятственно общаться на нем, в том числе и с носителями, читать книги, смотреть фильмы и так далее.
Какие части речи есть в немецком языке?
Как и в русском, здесь есть самостоятельные и служебные части речи. К первым относятся существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения и числительные. Ко вторым – предлоги, союзы, частицы и артикли. Отдельно стоит сказать о междометиях – они не относятся ни к той, ни к другой группе.
Существительные всегда пишутся с большой буквы, однако при этом они уступают главенство глаголу в предложении и уходят на второе место. Эта часть речи изменяется по падежам, родам и числам.
Прилагательные выражают некие свойства существительных. Они также склоняются по падежам, числам и родам. Однако главное то, что они всегда должны быть согласованы с существительными, к которым относятся. Поэтому выбор падежа, числа и рода зависит от существительного.
Главную роль в немецком играет глагол, одна из ролей которого – управление другими частями речи. Именно он отвечает за их падеж и место в предложении. Глагол можно изменять по временам, числам или лицам. В предложении он должен быть согласован с существительным или выполняющим его роль местоимением. Существует теория, что при изучении сложнее всего справиться с глаголом, потому что у него есть сложная система времен, а еще наклонения и модальность.
Местоимения, как и в русском, бывают личными (ich, du), возвратными (sich), притяжательными (mein), указательными (dieser), неопределенными (jemand), вопросительными и относительными (wer, welcher). Есть и кое-что непривычное русскому уху – взаимное местоимение (einlander).
Наречия, к счастью, никак не изменяются. Они служат для описания событий или состояний. Чаще всего их относят к глаголом, но возможно использовать их применительно к существительным и прилагательным. Выделяются следующие виды наречий: времени (morgen), места (links), образа и степени (ganz).
С числительными, как правило, проблем не возникает. Они бывают количественные (ein, zwei) и порядковые (erster, zweiter), а также дробные (drittel), собирательные (beide), итеративные (einmal), мультипликативные (dreifach) и неопределенные (alle).
Когда вы будете запоминать предлоги, главное сразу выучить, с какими падежами их можно употреблять. Некоторые (mit, aus, bei и другие) могут использоваться только с дательным падежом, некоторые (durch, um и другие) – с винительным. Бывают и те, которые употребляются с обоими, все зависит от того вопроса, который можно задать к обстоятельству (где или куда). Больше всего предлогов требуют родительного падежа (wegen, trotz, aufgrund и другие).
При помощи союзов связываются однородные члены предложения или части сложных предложений. Бывают сочинительные (aber, oder, und), подчинительные (da, damit, wenn) или союзные (also, dann, dabei).
Встретить частицы и междометия можно только в разговорной речи. Они не несут смысловой нагрузки, и их задача – сделать речь яркой и живой. Частицы – это, например, nicht, den, doch. Междометия – aha, ach, hurra и другие.
Какие времена бывают?
В немецком выделяют шесть времен (для сравнения – в русском их всего три). Многих такое количество пугает, но на самом деле все не так страшно, нужна лишь системность в изучении.
Настоящее время одно: Präsens, оно нужно для обозначения актуальных событий. В качестве бонуса есть еще настоящее будущее. Оно нужно, если вы говорите о событиях, которые только произойдут (Ich fahre morgen nach Moscau – Завтра с утра я еду в Воронеж).
Прошедших три: Präteritum, Perfekt и Plusquamperfekt. Первое указывает на то действие, которые имело место в прошлом, но уже успело закончиться. Perfekt нужен, если результат действия актуален до сих пор. Его чаще используют в разговорной речи. Plusquamperfekt используют обычно в сложноподчиненных предложениях. Это так называемое предпрошедшее время, которое уже завершилось или происходило достаточно давно.
Наконец, будущее выражается двумя временами: Futurum I и Futurum II. Первое употребляется для отображения будущего события, причем периодически речь идет о команде или твердом намерении. Второе почти не используют, оно необходимо, чтоб рассказать о действии, которое должно завершиться в будущем к конкретному моменту.
Какие грамматические темы надо изучать в первую очередь?
Как правило, в первых рядах ученики осваивают существительные и все, что с ними связано, а уже затем переходят к временам глагола и построению предложений.
Род существительных в немецком языке и, соответственно, артикли – один из главных кошмаров русскоязычного учащегося. Главная проблема заключается в том, что в немецком и русском род совпадает далеко не всегда. Например, «девочка» среднего рода (das Mädchen), а «внимание» – женского (die Achtung). Поэтому запоминать существительные всегда нужно сразу с артиклями, которые являются маркерами для рода.
Однако, как уже говорилось, в немецком все подчиняется конкретной логике. Что касается родов и артиклей, то здесь логику создают суффиксы, подсказывающие род того или иного слова. Так, если существительное оканчивается на –ung и –heit, то оно женского рода, -chel и –lein указывают на средний, а –ling – на мужской.
Но на этом сложности не заканчиваются. Артикли еще и склоняются, как существительные или прилагательные. Порядок их склонения можно увидеть в таблице ниже.
Как вы уже поняли, падежей в немецком всего четыре – меньше, чем в русском. Зато если мы говорим о существительных, то нельзя не упомянуть про типы склонения. Их всего три – сильное, слабое и женское. В зависимости от падежа к существительному добавляется определенное окончание. Проще всего со словами женского рода (почти все они относятся к женскому склонению) – у них окончания не появляются, так что падеж определяется только по артиклю.
Большинство существительных мужского рода и все среднего причисляют к сильному склонению. Все оставшиеся слова имеют слабое склонение.
Следующим этапом необходимо освоить личные местоимения. Они нужны для того, чтобы после них спокойно переходить к настоящему времени глаголов. В отличие от английского, местоимение «я» пишется с маленькой буквы (ich). Если вы обращаетесь к группе людей, к каждому из которых обращаетесь на ты, нужно использовать местоимение ihr. А для вежливого обращения к одному или нескольким собеседникам используют местоимение Sie – оно пишется с большой буквы.
Когда вы запомните это, можно переходить к глаголам. В первую очередь необходимо выучить спряжение трех главных – haben, sein и warden (иметь, быть и становиться). Они очень важны, потому что, помимо смысловых, они также играют роль вспомогательных и помогают образовывать более сложные времена, например, Perfekt, Passiv или Futur (перфектное, пассивное и будущее времена). Поэтому выучить таблицу ниже придется наизусть.
Когда вы разберетесь со всем вышеназванным и начнете строить предложения, вам придется освоить правильный порядок слов в них. Каждое из слов должно находиться на своем месте, а менять порядок просто так нельзя. При этом порядок слов может быть как прямым, так и обратным.
Своего порядка придерживаются и обстоятельства. Сначала – времени, потом причины, после – действия и, наконец, места.
Если у вас есть два дополнения, и оба – существительные, то сначала ставится то, которое стоит в дательном падеже, потом – в винительном. Если одно из них – местоимение, то оно идет перед тем, которое является существительным. Если местоимения – оба, то сначала то, которое в винительном падеже, потом то, которое в дательном. Легко запутаться, не правда ли? Вам помогут рисунки и схемы, а также старая добрая зубрежка. Правил для построения предложений, конечно, еще больше, но для начала попытайтесь запомнить эти.
Выше были перечислены только основные грамматические правила. Для новичка они уже звучат достаточно устрашающе. Но если вы не из трусливых и по-прежнему хотите заниматься немецким, приходите делать это в нашу школу.
Как уровни владения соотносятся с грамматическими знаниями?
Всего этих уровней в соответствии с CEFR шесть – от А1 до С2. Первый свидетельствует о базовом владении, последний является уровнем свободного владения.
На уровне А1 ученики осваивают построение простых предложений, в том числе и с модальными глаголами. Им необходимо не путать определенный и неопределенный артикль, склонять их. Также нужно уметь склонять местоимения и существительные по падежам.
К уровню А2 появляются новые грамматические навыки, а именно, знание прошедших времен, указательных местоимений, предлогов, склонения прилагательных. Кроме того, нужно уметь строить придаточное предложение и ставить глаголы в повелительное наклонение.
На уровне В1 продолжается изучение времен глагола, а также осваивается пассивный залог. Отдельное внимание уделяется модальным глаголам. На В2 эти знания углубляются. На этом изучение грамматики заканчивается, и на уровнях С1 и С2 делают упор уже на лексику и свободное общение.
Чем мы можем вам помочь?
Наши высоко квалифицированные и опытные преподаватели занимаются с учениками не первый год и прекрасно понимают, насколько тяжело дается изучение грамматических правил. Поэтому наша задача – сделать все возможное, чтоб любой наш клиент смог легко и быстро освоить весь материал, не испытывая при этом ненависти и неудовольствия.
Пользователи многочисленных форумов рассказывают истории о том, как у них не хватило сил довести дело до конца, о том, насколько тяжело им давалась теория. Не дайте им испугать себя!
В нашей школе на занятиях используется уникальная инновационная методика 4D. В ней совмещены четыре важных элемента – аудиальный, мувиальный, визуальный и тактильный. Благодаря их сочетанию во время занятий оказываются задействованы все центры восприятия в мозге, а кроме того ученики все время меняют род деятельности – от разговоров с преподавателем до игр на SMART-панелях последнего поколения. Таким образом, информация будет лучше усваиваться, а процесс не даст заскучать.
В современном мире никого не удивляет, что даже два человека не всегда могут договориться о встрече в удобное время. Что уж говорить о целой группе! Поэтому мы предлагаем вам различные варианты и форматы проведения занятий: групповые, индивидуальные или онлайн (по Скайпу). Так вам будет проще найти тот вариант, которые вы посчитаете максимально удачным и подходящим для вашей конкретной ситуации.
Грамматический блок, безусловно, очень важен. Но мы также считаем, что говорить и как можно чаще практиковаться не менее необходимо. На занятиях, независимо от выбранного формата, вы будете общаться с преподавателем или однокурсниками, обсуждать различные проблемы. Но, согласитесь, самая интересная практика – в естественной языковой среде. В данном случае, в Германии.
Наша школа организовывает обучающие поездки в Европу для практики и продолжения обучения. Вы можете проживать в семьях, кампусах, гостиницах или апартаментах. Главным преимуществом будет то, что у вас не будет ни малейшей возможности переходить на русский, поэтому погружение в среду будет полнейшим. Всего за пару недель вы с легкостью сломаете языковой барьер и начнете свободно говорить. Не стоит и упоминать о том, как это уникальный опыт. Помимо учебы, вы будете ездить по стране, знакомиться с достопримечательностями, культурой и бытом, наверняка заведете новых друзей.
По окончании курсов в нашей школе все ученики сдают выпускной экзамен и получают сертификат. Если вам необходимо сдавать международный экзамен, мы также можем помочь вам с подготовкой.
Если вы хотите задать какие-либо вопросы или записаться на бесплатное пробное занятие, звоните по телефону в Воронеже или пишите непосредственно через форму на сайте. Мы будем рады знакомству с вами!
Оставить заявку
Оставить комментарий